Взгляды на профилактику #инсульт'а за последние годы существенно изменились. Стали доступны альтернативные антагонистам витамина К препараты – новые пероральные антикоагулянты. Также улучшилось понимание того, как лучше вести пациентов с применением #варфарин'а, стала очевидна важность контроля качества антикоагуляции, отраженная в таком показателе как среднее время нахождения МНО в терапевтическом диапазоне. Новые данные также акцентируют внимание на слабой эффективности и безопасности #аспирин'а в качестве препарата для профилактики инсульта.
В рекомендациях различных обществ и ассоциаций отражены новые сведения. В предыдущих рекомендациях акцент ставился на выявлении пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) и высоким риском инсульта с целью назначения варфарина; однако во многих исследованиях было показано, что у данной категории больных варфарин назначается далеко не всегда. В рекомендациях Европейского общества кардиологов 2012 года внимание было переключено на первостепенное выявление пациентов низкого риска, которым не нужна какая-либо антитромботическая терапия. Данная категория пациентов представлена лицами моложе 65 лет с изолированной ФП, либо же при наличии 0 баллов по шкале CHA2DS2-VASc для мужчин и 1 балла для женщин. А в дальнейшем, пациентам с 1 и более факторов риска должна назначаться эффективная терапия, направленная на профилактику инсульта, коей является применение пероральных антикоагулянтов.
В рекомендациях Американского колледжа кардиологов, Американской ассоциации сердца и Общества сердечного ритмма 2014 года с целью оценки риска инсульта также предложено использование шкалы CHA2DS2-VASc. Лицам с наличием 2 и более факторов риска показана пероральная антикоагуляция, в то время, как при наличии 0 баллов терапия не требуется. В случае, если количество баллов составляет 1 – рекомендовано отсутствие антитромботической терапии, аспирин либо пероральные антикоагулянты. Однако проблема состоит в том, что при наличии некоторых факторов риска при общем количестве баллов по CHA2DS2-VASc, равным 1, общих с таковыми в более старой шкале CHADS2, риск инсульта может составлять 3.2% в год (в случае отсутствия лечения), что подвергает пациентов с ФП риску фатальных или инвалидизирующих инсультов.
В 2014 году опубликованы рекомендации Национального института здоровья и качества медицинской помощи (NICE). В отличии от рекомендаций Европейского общества кардиологов и американских обществ, они основаны на систематических обзорах и оценке данных доказательной медицины с применением cистемы классификации и оценки качества рекомендаций GRADE, дальнейшей оценкой эффективности затрат; только после этого суммированные данные передаются Группе по разработке рекомендаций для дальнейшего обсуждения и формулировки рекомендаций. Группа по разработке рекомендаций является мультидисциплинарной и включает кардиологов, врачей общей практики, фармацевтов, медсестер и т.д. К тому же в группу входит два представителя ассоциаций пациентов, экономисты сферы здравоохранения и прочие.
Что же нового в рекомендациях #NICE по профилактике инсульта при ФП? Как и в европейских и американских руководствах, оценка риска инсульта проводится с помощью шкалы CHA2DS2-VASc. Отмечается, что оценка риска – процесс динамический, требующий периодического повторного пересмотра и анализа.
Для оценки риска кровотечений у пациентов, которые начинают либо уже принимают пероральную антикоагулянтную терапию, рекомендуется шкала HAS-BLED. В случае, если риск инсульта и кровотечений высок, предпочтение все же скорее отдается в пользу назначения пероральных антикоагулянтов.
Высокий показатель по шкале HAS-BLED не может служить оправданием для задержки в инициации пероральной антикоагуляции, и, хотя польза антикоагуляции не всегда может превосходить риск кровотечений, четкий мониторинг и пересмотр риска кровотечений является очень важным. Также, оценка по шкале HAS-BLED должна мотивировать клинициста к рассмотрению и коррекции потенциально модифицируемых факторов риска – артериальной гипертензии, лабильности МНО (в случае применения варфарина) и сопутствующего применения препаратов, повышающих риск кровотечений. Отмечается, что не стоит откладывать начало антикоагулянтной терапии в случае, если у пациента отмечается риск падений, так как падения в анамнезе не являются независимым фактором риска кровотечений при применении пероральных антикоагулянтов.
Первым шагом в профилактике инсульта является выявление пациентов низкого риска, которым антитромботическая терапия не показана. Это пациенты моложе 65 лет с ФП и без факторов риска (что эквивалентно наличию 0 баллов по шкале CHA2DS2-VASc у мужчин и 1 балла у женщин).
Следующим шагом является рассомтрение назначения антикоагулянтов у оставшихся пациентов с 1 и более факторами риска, с учетом риска кровотечений. Пероральные антикоагулянты должны быть рассмотрены у мужчин с 1 баллом по шкале CHA2DS2-VASc, в то время, как всем пациентам с 2 и более баллами пероральные антикоагулянты должны быть назначены.
Терапия может проводиться с применением новых пероральных антикоагулянтов (апиксабан, дабигатран, ривароксабан) либо варфарина с четким контролем качества антикоагуляции – среднее время нахождения в терапевтическом диапазоне ≥65%.
В руководстве NICE категорически не рекомендуется изолированное применение аспирина с целью профилактики инсульта, что основано на ограниченных доказательствах эффективности и значительном количестве доказательств вреда (с развитием серьезных кровотечений).
Сделан акцент на адекватности контроля антикоагуляции у пациентов, принимающих варфарин. Так, применение варфарина должно быть пересмотрено в случае наличия:
1. двух показателей МНО более 5 или одного МНО более 8 в течение предыдущих 6 месяцев.
2. двух показателей МНО менее 1.5 в предыдущие 6 месяцев.
3. при показателе среднего времени нахождения в терапевтическом диапазоне менее 65%.
#stroke, #Afib, #ESC, #AHA, #rivaroxaban, #dabigatran, #apixaban, #warfarin
Cardiosource.org