По результатам нового мета-анализа авторы сделали вывод о том, что наличие сахарного #диабет'а (СД) у пациентов с артериальной гипертензией без хронической болезни почек (ХБП) не является показанием для обязательного назначения блокаторов ренин-ангиотензиновой системы.
В анализ было включены данные рандомизированных клинических исследований с общим количеством 25414 пациентов и периодом наблюдения – 95910 пациенто-лет. Авторы не выявили достоверных различий в применении блокаторов ренин-ангиотензиновой системы – ингибиторов АПФ и блокаторов рецепторов ангиотензина (БРА) – по сравнению с другими антигипертензивными препаратами касательно риска смерти, сердечно-сосудистой смерти, развития инфаркта миокарда, стабильной стенокардии, инсульта, сердечной недостаточности, реваскуляризации или твердой конечной точки – развития конечной стадии ХБП у пациентов без исходного заболевания почек.
Существующие рекомендации касательно данной тематики отличаются. Так, в руководствах Американской ассоциации диабета, Американского общества гипертензии/Международного общества гипертензии и Национального почечного фонда США (NKF-KDOQI) блокаторы ренин-ангиотензиновой системы рекомендованы как антигипертензивные препараты первой линии у пациентов с диабетом.
С другой стороны, в руководствах Европейского общества кардиологов/Европейского общества гипертензии и в JNC-8 пациентам с диабетом и артериальной гипертензией рекомендовано назначение любых классов антигипертензивных препаратов, при этом предпочтение блокаторам ренин-ангиотензиновой системы (РАС) отдается в случае наличия у пациента протеинурии или микроальбуминурии.
Период наблюдения в данном мета-анализе в среднем составил 3.8 лет. В 15 исследованиях сравнивали блокаторы РАС с антагонистами кальция, в 3 – с тиазидными диуретиками, в 2 – с бета-блокаторами. В 14 исследованиях блокаторы #РАС были представлены ингибиторами АПФ, в 3 – #БРА.
Во всех, кроме двух, исследованиях включались пациенты с диабетом и артериальной гипертензией, однако лишь в трех исследованиях у пациентов отмечалась микроальбуминурия или протеинурия.
Авторы не включали в анализ пациентов с сердечной недостаточностью, поскольку известна эффективность блокаторов РАС у данной категории пациентов, а также участников исследований, где блокаторы РАС сравнивали с плацебо.
По сравнению с другими антигипертензивными препаратами блокаторы РАС ассоциировались с таким же риском смерти-от-всех-причин (13 исследований; ОР 0.99), сердечно-сосудистой смерти (10 исследований; ОР 1.02), инфаркта миокарда (9 исследований; ОР 0.87), стабильной стенокардии (4 исследования; ОР 0.80), инсульта (13 исследований; ОР 1.04), сердечной недостаточности (8 исследований; ОР 0.90) и процедуры реваскуляризации (4 исследования; ОР 0.97).
Частота достижения основных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий также не отличалась между группами блокаторов РАС и другими антигипертензивными препаратами (ОР 0.97). Подобные результаты были получены касательно развития конечной стадии #ХБП ( 3 исследования; ОР 0.99) и отмены препарата вследствие нежелательных побочных явлений (5 исследований; ОР 0.89).
В отдельном случае сравнения блокаторов РАС и анатгонистов кальция было отмечено достоверное снижение риска развития #СН (ОР 0.78).
Несмотря на небольшое количество участников группы пациентов с исходной нефропатией, так же не было вывлено различий в клинических исходах (P>0.05).
#СД, #RAS, #ACEi, #ARB, #nephropathy, #CKD
Литературные источники находятся в редакции www.WebCardio.org