Авторы определяли концентрации фактора роста фибробластов-23 в образцах крови 6938 участников исследования #MESA и 1350 участников исследования #CHS – у данных пациентов отмечалась фибрилляция предсердий, но не было сердечно-сосудистого заболевания на момент начала исследований.
За период наблюдения в течение в среднем 8 лет было выявлено 291 и 229 случаев развития ФП у участников MESA и CHS, соответственно. При мультивариативном анализе оказалось, что каждое повышение уровня фактора роста фибробластов в два раза ассоциировалось с 41% повышением риска развития ФП у участников исследования MESA (ОР, 1,41; р=0.003) и 30% повышением риска у участников CHS (ОР, 1.30; р=0.016). Уровень сывороточной концентрации фосфатов также ассоциировался с возникновением #ФП у участников MESA (ОР, 1.15 на каждые 0.5 мг/дл, р=0.023), но не участников CHS.
Авторы сделали вывод, что более высокие концентрации циркулирующего фактора роста фибробластов-23 ассоциированы с развитием фибрилляции предсердий, что может, в частности, объяснить связь между хронической болезнью почек (ХБП) и ФП.
Как известно, нарушение почечной функции является фактором риска развития гипертрофии левого желудочка, диастолической дисфункции и фибрилляции предсердий. Заболевания почек влияют на многие факторы, которые вносят вклад в повышение риска, в том числе и на уровни фактора роста фибробластов-23, которые возрастают при уменьшении скорости клубочковой фильтрации.
Отмечается, что необходимо продолжать исследования данной взаимосвязи с целью выяснения: фактор роста фибробластов-23 является медиатором или маркером ФП?
#ХБП, #FGF, #Afib, #CKD
Cardiosource.org