1. С 2013 года было опубликовано 5 рекомендаций по первичной профилактике статинами основных североамериканских и европейских обществ. Рекомендации по применению статинов у пожилых лиц (старше 65 лет) значительно отличаются. В какой-то мере это может быть обусловлено тем, что документ #ACC/#AHA вышел в свет в 2013 году, а рекомендации #NICE-UK, #CCS, #USPSTF и #ESC/#EAS – в 2016.
2. Во всем мире быстро расте количество и удельный вес пациентов 65 лет и старше. В возрасте 65 лет в странах с высоким уровнем дохода ожидаемая продолжительность жизни составляет более 20 лет у женщин и более 17 лет у мужчин. Распространенность ишемической болезни сердца (#ИБС) – наиболее частой формы атеросклеротического сердечно-сосудистого заболевания – к 2030 году возрастет примерно на 43%.
3. В каждых рекомендациях указаны подходы к назначению статинов пациентам самого высокого риска, включая сахарный диабет и при наличии подсчитанного 10-летнего риска для различных событий – как основных сердечно-сосудистых событий, так и лишь фатальных атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний (ESC/EAS).
4. В рекомендациях ACC/AHA #статины пациентам в возрасте от 40 до 75 лет следует назначать при уровне холестерина ЛПНП до лечения 70-189 мг/дл, при этом 10-летний риск должен составлять от 7.5% и более. А в рекомендациях NICE-UK, применимых к пациентам от 30 до 84 лет, высокоинтенсивную статинотерапию следует назначать, если 10-летний риск составляет от 10% и выше, вне зависимости от уровня холестерина ЛПНП. В случае с рекомендациями ESC/EAS четкого подхода нет, поскольку шкала стратификации риска – SCORE – не применима к пациентам старше 65 лет. В данном документе не рекомендовано рутинное назначение статинотерапии у лиц старше 60 лет, даже если 10-летний риск фатального ССЗ составляет более 10%. Однако, отмечается, что назначение статинов должно рассматриваться у пожилых лиц со всеми четырьмя основными факторами риска.
5. Существует достаточно оснований верить в значительную пользу статинотерапии у пожилых лиц. И если относительное снижение риска на фоне статинотерапии одинаково как у лиц с низким, так и высоким риском атеросклеротических сердечно-сосудситых заболеваний, абсолютная польза лечения напрямую зависит от абсолютного риска атеросклеротического ССЗ.
6. Решение об инициации стеатинотерапии с целью первичной профилактики у лиц старше 75 лет не может быть основано исключительно на результатах рандомизированных исследований. К тому же, экстраполяция данных об эффективности и безопасности терапии у пациентов моложе 75 лет на пациентов старше 75 лет должна проводиться с осторожностью, принимая во внимание коморбидную патологию, полифармацию, потенциальные побочные эффекты и ограниченную ожидаемую продолжительность жизни.
7. Основной задачей первичной профилактики является достижение суммарного клинического эффекта от терапии. Потенциальный вред терапии является краеугольным камнем в решении вопорса о назначении статинов. Исходя из того, что наличие слабости, коморбидной патологии и полифармации может повышать риск развития побочных статин-ассоциированных симптомов, баланс отношения “риск-польза” у пациентов пожилого возраста может смещаться в сторону неназначения статинов в случае наличия указанных состояний.
#атеросклероз, #atherosclerosis, #elderly, #statins, #ASCVD, #CVD
Литературные источники находятся в редакции www.WebCardio.org