Результаты нового исследования показывают, что применение метформина у пациентов без сахарного диабета с развившемся острым инфарктом миокарда (#ОИМ) с элевацией сегмента ST не приносит пользы.
Результаты исследования GIPS-III были представлены в рамках конгресса Американского колледжа кардиологов (#ACC). По словам авторов, инициация терапии #метформин'ом в дозе 500 мг дважды в день сразу после проведения чрезкожного коронарного вмешательства (#ЧКВ) и ее продолжение в течение 4 месяцев не способствует сохранению фракции выброса левого желудочка после ОИМ с элевацией ST, по сравнению с плацебо.
Текущие результаты не поддерживают применение метформина в указанном случае, хотя данные и показывают, что применение гипогликемического средства безопасно.
Было отмечено, что хотя вовремя проведенная реваскуляризация может уменьшать повреждение миокарда и риск развития дисфункции левого желудочка при ОИМ с элевацией ST, позже систолическая дисфункция развивается практически у 50% пациентов.
У 20-40% пациентов после ОИМ с элевацией ST впоследствии разовьется сердечная недостаточность (#СН), которая ассоциирована с повышением риска смерти в 3-4 раза.
Впервые идея о том, что метформин, наиболее широко применяемый гипогликемический в мире, может оказывать благоприятный эффект на функцию желудочков, независимо от своего гипогликемического действия, возникла после исследования UKPDS. После этого, в исследовании DIGAMI-2 было показано, что метформин может снижать уровень смертности.
Результаты этих исследований навели авторов на мысль, что у метформина могут быть независимые плейотропные эффекты; данная теория была подтверждена исследованиями на крысах, в которых 12-недельное применение метформина способствовало улучшению функции левого желудочка.
В исследовании GIPS-III 380 пациентов, которым было проведено первичное ЧКВ по поводу ОИМ с элевацией ST, были рандомизированы в группу метформина в дозе 500 мг дважды в день, или плацебо. Терапия продолжалась на протядении 4 месяцев. Основными критериями исключения были перенесенный ранее ОИМ, наличие сахарного диабета, необходимость проведения операции аорто-коронарного шунтирования, тяжелая дисфункция почек и стандартные противопоказания к проведению магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Первичной конечной точкой выступала фракция выброса левого желудочка, оцененная с помощью МРТ, к 4 месяцу терапии. Основная вторичная конечная точка – уровень NT-proBNP к 4 месяцу исследования.
Также оценивали уровни развития основных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий (MACE; комбинированная конечная точка, включающая смерть, повторный ОИМ или реваскуляризация целевого сосуда) как маркер эффективности.
К 4-му месяцу исследования все пациенты остались живы. Среди 191 пациента группы метформина определение ФВ ЛЖ методом МРТ было проведено 135. А в группе плацебо – 136 из 189 пациентов.
По результатам не было выявлено достоверной разницы в первичной конечной точке – ФВ ЛЖ по МРТ – между пациентами группы метформина и плацебо: 53.1% и 54.8% (Р=0.10). Также не было выявлено достоверных различий в уровнях мозгового натрийуретического пептида и нежелательных сердечно-сосудистых событиях.
#metformin, #STEMI, #LVEF, #diabetes
Medscape Cardiology