Дизайн и предварительные результаты украинского кооперативного исследования НЕБОСВОД (НЕБиволол в лечении пациентов с хронической сердечной недостаточностью и сопутствующими ОбСтруктивными заболеВаниями Органов Дыхания)
Л.Г. Воронков, Т.А Перцева, А.М. Василенко, В.И. Волков, В.К. Серкова, Л.Б. Стасюк
от имени коллектива исследователей НЕБОСВОД
Внедрение бета-адреноблокаторов (ББ) в практику лечения пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) и систолической дисфункцией левого желудочка (ЛЖ) является одним из ключевых стандартных подходов в лечении данного синдрома. В ныне действующих рекомендациях указывается на необходимость обязательного (кроме случаев противопоказаний и непереносимости) назначения всем больным с ХСН и фракцией выброса (ФВ) ЛЖ <40%, уже получающим ингибитор ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ) либо блокатор рецепторов ангиотензина (БРА), одного из четырех ББ с доказанным благоприятным влиянием на клинический прогноз этой категории пациентов — бисопролола, карведилола, метопрoβлола CR/XL либо небиволола [1]. Несмотря на очевидную клиническую пользу от реализации данного подхода (снижение смертности от сердечно-сосудистых причин, уменьшение потребности в госпитализациях пациентов), назначаемость ББ при ХСН до настоящего времени в реальной практике остается более низкой, чем ИАПФ, составляя, по различным данным, 50-67% [2-4]. Основной причиной такого положения, по мнению экспертов, является нежелание многих врачей инициировать терапию ББ из-за опасения их побочных эффектов либо переоценки противопоказаний к их назначению — в первую очередь у больных преклонного возраста и у пациентов с сопутствующим клиническим диагнозом хронического обструктивного заболевания легких (ХОЗЛ) [5, 6]. Наличие диагноза бронхиальной астмы остается абсолютным противопоказанием к назначению ББ, а ХОЗЛ таковым не является, на что указывается в действующих рекомендациях Европейского кардиологического общества по диагностике и лечению СН (2008). В данном документе подчеркивается удовлетворительная переносимость ББ многими пациентами с ХСН и сопутствующим ХОЗЛ при условии осторожного титрования их дозы, а также оговаривается оправданность использования у данной клинической категории кардиоселективных ББ [1]. Известно, что среди всех представителей класса ББ наибольшая β1-селективность присуща небивололу [7]. С учетом этого обстоятельства, а также существующих клинических сведений об отсутствии усугубления бронхообструкции на фоне назначения данного препарата [8, 9] последний а priori выглядит наиболее предпочтительным среди других ББ для назначения пациентам с сочетанием ХСН и ХОЗЛ.
Исходя из вышеизложенного, целью настоящего исследования явилась оценка клинико-гемодинамической эффективности и переносимости небиволола у пациентов с ХСН, страдающих сопутствующей ХОЗЛ.
Клиническая характеристика пациентов и методы их обследования
В исследование вошли 46 больных с клиническими проявлениями ХСН, соответствующими II-III функциональному классу (ФК) по NYHA с ФВ ЛЖ<45%, которые на момент включения в протокол не имели признаков задержки жидкости в организме и принимали ИАПФ и БРА не менее чем в течение предшествующего первого месяца. У всех пациентов диагностировали ХОЗЛ легкой либо средней степени тяжести согласно критериям GOLD и приказу № 128 МОЗ Украины [10].
Возраст обследованных варьировал от 43 до 74 лет (в среднем 59,9+8,8), давность симптомов ХСН колебалась от 3 месяцев до 5 лет. Другие клинические характеристики пациентов представлены в таблице 1 из которой видно, что среди них преобладали мужчины, а также лица с ишемической болезнью сердца (ИБС) ( в 3/4 случаев в сочетании с артериальной гипертензией-АГ) и с синусовым ритмом сердца. Изолированная АГ как причина ХСН имела место в 11% случав (табл..1). Инфаркт міокарда (ИМ) в анамнезе имели 23 (50%) обседованных пациента, сопутствующий сахарный диабет 2 типа был у 3 (6,5%) пациентов. В качестве базисной терапии ИАПФ либо БРА принимали все пациенты, диуретики – половина из них, нитраты – около 40%, ацетилсалициловую кислоту – более 80%, варфарин – 11% (табл.1).
В исследование не включали лиц моложе 40 и старше 70 лет, I и IV ФК по NYНА, с любой иной, кроме ИБС и/или АГ, причиной ХСН, с наличием клинико-лабораторных данных о текущем обострении ХОЗЛ, с пневмонией, любым инфекционным заболеванием, бронхиальной астмой, злокачественными новообразованиями, хронической болезнью почек, выраженной печеночной дисфункцией, тяжелой АГ (систолическое артериальное давление (АД) >180 мм рт. ст. и/или >110 мм рт. ст.), тяжелой легочной гипертензией (расчетное систолическое давление в легочной артерии более 60 мм рт. ст., артериальной гипотензией (систолическое АД < 90 мм рт. ст.), беременностью, пациентов, принимающих антагонисты кальция, β-адреноблокаторы, любые ББ, с перенесенным ИМ давностью менее 3 мес, нестабильной стенокардией, тромбоэмболией легочной артерии давностью менее 6 мес, транзиторной ишемической атакой или мозговым инсультом давностью менее 6 мес, проявлениями двигательной недостаточности любого генеза (препятствующими проведению нагрузочного теста с 6-минутной ходьбой), а также лиц, участвующих в любом другом клиническом исследовании.
Все пациенты подписали информированное согласие об участии в исследовании.
Методы обследования пациентов включали общеклиническое обследование, рутинную ЭКГ, лабораторные анализы, предусмотренные стандартным клиническим протоколом ведения больных с ХСН, ультразвуковое исследование сердца по стандартному протоколу [11], тест с 6-минутной ходьбой [12] и исследование функции внешнего дыхания [13].
Клинический протокол
После оценки соответствия пациента критериям включения /невключения в исследование выполняли базисное обследование, включавшее названные выше инструментальные методы, после чего назначали небиволол (Небилет компании Berlin-Chemie Menarini) начиная с дозы 1,25 мг 1 раз в сутки, которую в дальнейшем ступенчато повышали каждые 2 недели, имея в виду в качестве целевой суточную дозу препарата 10 мг (табл. 2). В случае невозможности достижения таковой дальнейшую поддерживающую терапию осуществляли максимальной переносимой суточной дозой препарата. В конце 12-й недели наблюдения пациентам проводили контрольное обследование в объеме, аналогичном базисному. Клиническую, электрокардиографическую и спирометрическую (регистрация показателей функции внешнего дыхания — объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1), отношение ОФВ! к форсированной жизненной емкости легких (ОФВ1,/ФЖЕЛ), пиковая и максимальные скорости выдоха) оценку переносимости препарата проводили на каждом визите, а по лабораторным показателям — в конце 12-й недели наблюдения (табл. 2).
Статистический анализ результатов
Для описания количественных признаков использовали среднее значение признака (М) и ошибку среднего (m). Проверка гипотез о расхождении в группах показателей проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия определялись как достоверные при р<0,05. Для оценки коррелляционных связей количественных показателей использовались методы ранговой коррелляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение
Средняя поддерживающая суточная доза небиволола составила 7,3+0,47 мг (колебания — от 1,25 до 10 мг/сут). Целевой дозы 10 мг/сут удалось достигнуть у 13 (37%) больных, дозы 7,5 мг — у 3 (6,5%), 5,0 мг - у 12 (26,1%), 2,5 мг - у 4 (8,7%). Доза 1,25 мг/сут оказалась максимально переносимой у 10 (21,7%) испытуемых. После периода клинического титрования средняя продолжительность лечения максимально переносимой дозой препарата составила 5,2+0,3 недели.
К концу 12-недельной терапии наблюдали улучшение систолической функции ЛЖ в виде достоверного повышения его ФВ, что сопровождалось тенденцией (не достигшей, однако, статистической достоверности) к уменьшению индекса массы миокарда ЛЖ (табл. 3). Анализ индивидуальной динамики ФВ показал, что к концу наблюдения ее величина возросла у 36 (78%) из 46 пациентов (рис.). Из таблицы 3 также видно, что к концу срока наблюдения отчетливо улучшилась переносимость пациентами физической нагрузки, о чем свидетельствовало достоверное, на 18%, возрастание дистанции 6-минутной ходьбы. Вышеизложенные благоприятные сдвиги наблюдались на фоне существенного снижения частоты сердечных сокращений (ЧСС) (табл. 3).Анализ показателей функции внешнего дыхания не обнаружил динамики ни ОФВ1, ни ОФВ1,/ФЖЕЛ за период контролируемого приема препарата (табл. 3). В качестве косвенного доказательства отсутствия значимого влияния небиволола на состояние бронхиальной проходимости у обследованных нами больных можно рассматривать отсутствие достоверной корреляционной связи между поддерживающей дозой небиволола и величиной ОФВ1 на последнем этапе наблюдения пациентов то есть в конце его 12-недельного контролируемого приема (г=0,09, р=0,24). За время приема препарата не отмечено ни одного случая усугубления клинического течения ХОЗЛ, равно как и случаев прогрессирования СН, развития атриовентрикулярных блокад, похолодания конечностей либо перемежающейся хромоты. Основными причинами прекращения титрования препарата явились уменьшение ЧСС <55 в мин (в 17,4% случаев), снижение систолического АД менее 90 мм рт. ст. (15,6%), головная боль (6,5%).
Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о способности небиволола улучшать при длительном приеме исходно нарушенную систолическую функцию ЛЖ совпадают с данными авторов, ранее исследовавших эффективность этого препарата у пациентов с ХСН без сопутствующей ХОЗЛ [14, 15].
Наряду с этим в выполненной нами работе получены результаты, свидетельствующие об отсутствии ухудшения бронхиальной проводимости на фоне длительного приема небиволола пациентами с ХОЗЛ, получающими данный препарат в связи с сопутствующей ХСН. Улучшение результатов 6-минутного теста, являющегося интегральным показателем физического состояния пациентов как с ХСН [16], так и с ХОЗЛ [17] представляется дополнительным объективным доказательством отсутствия негативного влияния небиволола на клиническое течение ХОЗЛ у наблюдавшихся нами больных.
Отсутствие клинически значимых побочных явлений на фоне лечения поддерживающей дозой препарата вполне согласуется с данными ранее выполненных исследований о высоком уровне безопасности терапии небивололом пациентов с АГ и с ХСН [18, 19] обусловлено его высокой β1-селективностью и периферическими вазодилататорными свойствами [20].
Выводы
1. Присоединение небиволола к базисной терапии больных с гемодинамически стабильной (П-Ш ФК по NYНА) ХСН с систолической дисфункцией ЛЖ и сопутствующим ХОЗЛ I-II степени и дальнейший его прием в течение 3 мес сопровождается достоверным возрастанием ФВ ЛЖ и дистанции 6-минутной ходьбы.
2. Длительный прием небиволола пациентами с ХСН, сочетающейся с ХОЗЛ Ш степени, в поддерживающей суточной дозе 7,3+0,43 мг не сопровождается ухудшением показателей функции внешнего дыхания (ОФВ1, ОФВ1/ФЖЕЛ), чему сопутствует отсутствие значимой корреляционной зависимости между поддерживающей суточной дозой небиволола и величиной показателя ОФВ1, отражающего выраженность бронхообструктивных нарушений.
3. Основной причиной прекращения у вышеуказанной категории пациентов титрования дозы небиволола раньше достижения ее целевого уровня (10 мг/сут) является снижение ЧСС менее 55 в минуту, и/или систолического АД менее 90 мм рт. ст. На фоне приема препарата не отмечено случаев усугубления клинических проявлений ХОЗЛ либо СН, а также появления клинических признаков ухудшения периферического кровотока.
Список клинических центров и участников исследования НЕБОСВОД
1. Кафедра внутренней медицины №1 Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
Д.м.н., профессор В.К. Серкова — руководитель, д.м.н., доцент Н.Ю. Осовская — ответственный исполнитель.
2. Кафедра факультетской терапии и эндокринологии Днепропетровской государственной медицинской академии
Д.м.н., профессор Т. А. Перцева — руководитель, к.м.н., доцент Е. Ю. Гашинова — ответственный исполнитель.
3. Инфарктное отделение ОККД г. Ивано-Франковска
Зав. отд. Стасюк Л. Б. — руководитель, врач-ординатор О.В. Стасюк — ответственный исполнитель.
4. Отдел сердечной недостаточности Национального научного центра «Институт кардиологии им. акад. Н.Д. Стражеско» АМН Украины
Д.м.н., профессор Л.Г. Воронков — руководитель, к.м.н., научный сотрудник И.А. Шкурат — ответственный исполнитель.
5. Кафедра терапии и семейной медицины факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии, г. Кривой Рог
Д.м.н., профессор А.М. Василенко— руководитель, к.м.н., доцент В.И. Фесенко, к.м.н., ассистент С.А. Шейко, к.м.н., доцент В.А. Потабашный — ответственные исполнители.
6. Отдел ИБС и атеросклероза ГУ «Институт Терапии им. Л.Т. Малой», г. Харьков
Д.м.н., профессор В.И. Волков — руководитель, к.м.н. старший научный сотрудник В. И. Строна — ответственный исполнитель.
Координаторы исследования: д.м.н., профессор Л.Г. Воронков., д.м.н., профессор, член-корреспондент НАМН Украины Т.А. Перцева
1. CS Guidelines for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure 2008 // Authors/Task Force Member S: K. Diockstein, A. Cohen- Solal, G. Filipatos et al. / Europ. J. Heart Failure.-2008. — Vol. 10. — P. 933-989.
2. Воронков Л.Г., Рогуцька О.М., Семененко О.І. Як ми діагностуємо та лікуємо серцеву недостатність? Аналіз результатів опитування практичних лікарів з 16 міст України // Укр. кардіол. журнал. — № 1. -2007. С. 7-13.
3. Lainscak M., Cleland J.G.F., Lensen M.J. et al. International variations in the treatment and co-morbidity of left ventricular systolic dysfunction: Data from the Euro Heart Failure Survey // Europ. J. Heart Failure. — V. 9 -2007. - P. 292-299.
4. Dahlstrom U., Hakansson J., Swedberg K., Waldenstrom A. Adequacy of diagnosis and treatment of chronic heart failure in primary heаlth care in Sweden // Europ. J. Heart Failure. — V. 11. — 2009. — P. 92-98.
5. Lang C., Manchini D. Management of comorbidities in heart failure / In: Management of Heart Failure Eds: R.Baliga, B. Pitt, M. Giverts. Springer, 2008.— V. 1. — P. 227-239.
6. Fu M. Beta-blocker therapy in heart failure in the elderly. Int. J. Cardiol. - V. 125 (2). — P. 149-153.
7. Сleophas T.J. Experimental evidence of selective antagonistic action of nebivolol on b1 — adrenergic receptors // J. Clin. Med. — 1998. — V. 2. — P. 1-8.
8. Dal Negro R.W., Tognella S., Micheletto C. Pharmacokinetics of the effect of nebivolol 5mg on airway patency in patients with mild to moderate bronchial asthma and arterial hypertension. A randomised, placebo-controlled study // Clin Drug Invest. — V. 22 (3). — 2002. — P. 197-204.
9. Евдокимова Е.Г., Радзевич А.Э., Терещенко О.И. и др. Опыт применения небиволола в комплексной терапии хронической сердечной недостаточности у больных ишемической болезнью сердца в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких // Роса кард. журнал. — № 1 (63). — 2007. — С. 41-44.
10. GOLD Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease. Global strategy for the diagnosis, management, and prevention of chronic obstructive pulmonary disease // NHLBI/WHO workshop report. 2006; Update 2006 http://www.goldcopd.com/.
11. Шиллер Н., Осипов М.А. Клиническая эхокардиография. — М., 2005. — 347 с.
12. Пєрєпєч Н.Б., Кутузова А.Э., Недошивин А.О. Применение пробы с 6-минутной ходьбой для оценки состояния больных с хронической сердечной недостаточностью// Клиническая мед. — № 12. — 2000. — С. 31-33.
13. Діагностика, клінічна класифікація та лікування хронічного обструктивного захворювання легень. Методичні рекомендації. Укл.: Фещенко Ю.І., Яшина Л.О., Туманов А.М., Ігнатьєва В.І. — Київ, 2007. — 22 с.
14. Brehm B.R., Wolf S.C., Gorner S. et al. Effect of nebivolol on left ventricular function in patients with chronic heart failure: a pilot study // Europ. J. Heart Failure 4. — 2002. — P. 757-763.
15. Ghio S., Magrini G., Serio A. et al. Effects of nebivolol in elderly heart failure patients with or without systolic left ventricular dysfunction: results of the SENIORS echocardiographic substudy // Europ.Heart J. — 2006. - V. 27. — P. 562-568.
16. Faggiano P., D Aloia A., Gualeni A. et al. The 6 minute walking test in chronic heart failure: indications, interpretation and limitations from a review of the literature // Europ. J. Hear Failure 6. — 2004. — C. 687-691.
17. American Thoracic Society statement: guidelines for the 6-min walking test. // Am. J. Respir Crit Care Med. — V. 166. — 2002. — P. 11-117.
18. Van Bortel L.M., Fici F., Mascagni F. Efficacy and tolerability of nebivolol compared with other antihypertensive drugs: a meta-analysis. Am. J. Cardiovasc. Drugs. — V. 8(1). 2008. — P. 35-44.
19. Flather M.D., Shibata M.C., Coats A.J.S. et al. Randomized trial to determine the effect of nebivolol on mortality and cardiovascular hospital admission in elderly patients with heart failure (SENIORS) // European Heart J.
2005. — Vol. 26. — P. 215-225.
20. Agabiti Rosei E., Rizzoni D. Metabolic profile of nebivolol, a b-adreno- ceptor aantagonist with unique characteristics // Drugs. — V. 67 (8). — 2007. — P. 1097-1107.