По слова авторов, документ предоставляет обзор данных о распространенности данных патологий, общих факторах риска, кардиотоксических эффектах терапии, а также предотвращении и терапии ССЗ у пациенток с раком молочной железы (РМЖ).
Отмечается, что у более пожилых пациенток #ССЗ вносят больший вклад в смертность, чем #РМЖ, что подчеркивает важность эффективного влияния на факторы риска ССЗ при терапи рака.
Противоопухолевая терапия может приводить к ранней или отсроченной кардиотоксичности, которая, в свою очередь, может проявляться от дисфункции левого желудочка до манифестирующей сердечной недостаточности (СН), артериальной гипертензией, аритмиями, ишемией миокарда, клапанными заболеваниями, тромбоэмболическими осложнениями, легочной гипертензией и перикардитом. Систолическая дисфункция левого желудочка является наиболее часто рапортируемым и мониторируемым побочным действием химиотерапии.
Терапия РМЖ, особенно повышающая риск кардиальной дисфункции, включает следующее:
Высокие дозы антрациклинилв: доксорубицин ≥ 250 мг/м2 или эпирубицин ≥ 600 мг/м2;
Высокодозовое облучение, в случае, если сердце попадает в зону облучения: лучевая терапия ≥ 30 Гр;
Последовательное назначение препаратов: низкие дозы антрациклинов (доксорубицин < 250 мг/м2 или эпирубицин < 600 мг/м2) с последующей терапией трастузумабом;
Комбинированная терапия: низкие дозы антрациклинов (доксорубицин < 250 мг/м2 или эпирубицин < 600 мг/м2) в комбинации с низкими дозами облучения, в случае, если сердце попадает в зону облучения (<30 Гр).
В рекомендациях указано, что приверженность к модификации образа жизни и терапии Американской ассоциации сердца Life’s Simple 7 ассоциирована с достоверно меньшем уровнем заболеваемости РМЖ и достоверно меньшим риском ССЗ.
Life’s Simple 7 включает в себя следующие пункты: физическая активность, достижение и поддержание нормальной массы тела, здоровая диета, отказ от курения, поддержания нормальных цифр артериального давления, холестерина и глюкозы крови.
В рекомендациях отдельно отмечены имеющиеся пробелы в оказании помощи, а также подходы к улучшению клинических исходов. Неотвеченные вопросы, которые должны быть разрешены в будущих клинических исследованиях включают:
Какие наиболее эффективные предикторы кардиотоксичности?
Существуют ли генетические или геномные варианты, которые бы могли повлиять на кардиотоксичность?
Каковы причины расовых различий в клинических исходах?
Каковы достижения в проведении лучевой терапии, граничные дозы облучения и существуют ли альтернативные подходы с целью предупреждения кардиотоксичности?
Влияет ли новые методы лечения РМЖ на риск ССЗ?
Каковы эффекты модификации факторов риска на сердечно-сосудистые исходы у пациентов с раком?
Каковы фармакологические механизмы предотвращения или регресса кардиотоксичности при противоопухолевой терапии?
Ниже приведены приоритетные подходы с целью улучшения клинических исходов:
Оптимизация скрининга и оценки факторов риска у онкологических пациентов;
Разработка прицельной терапии с ограничением влияния на ССЗ;
Лучшее понимание неблагоприятного влияния комбинированной лучевой и химиотерапии на ССЗ;
Раннее выявление влияния терапии на сердечно-сосудистую систему: методы визуализации, биомаркеры или клинические предиктивные модели;
Согласованная терминология эффектов на сердечно-сосудистую систему и ее внедрение в клинические исследования в качестве оценки конечных точек при сердечно-сосудистых исходах.
Рекомендации по первичной и вторичной профилактике кардиотоксичности
Уменьшение расовых различий в сердечно-сосудистых исходах с увеличением доступа к оказанию помощи
Потребность в создании национальных или международных баз данных по сердечно-сосудистым и онкологическим исходам.
#AHA, #CVD, #cancer
Литературные источники находятся в редакции www.WebCardio.org