Ранее сообщалось, что имеется взаимосвязь между короткой длительностью сна (менее 7 часов) и смертностью, а также повышением частоты сердечно-сосудистых событий. У лиц, которые добровольно ограничивали длительность сна до 6 часов и менее за ночь, на 24% чаще выявлялось сердечно-сосудистое заболевание.
Сосудистая дисфункция может быть связующим звеном между депривацией сна и сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как после однократной 24-часовой рабочей смены или хронического стресса с уменьшением продолжительности сна отмечалось снижение поток-зависимой дилатации артерий. Так же, при сравнении показателей после одной ночи с продолжительностью сна менее 4 часов и более 7 часов отмечалось уменьшение коронарного резерва кровотока.
Исходя из того, что уменьшение продолжительности сна в большей мере является добровольным и потенциально корректируемым, авторы исследования попытались выявить механизмы, благодаря которым недостаточный по продолжительности сон приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Исследователи провели рабочую гипотезу касательно того, что постоянная частичная депривация сна ассоциирована с ухудшением эндотелиальной функции. 17 добровольцев на протяжении недели носили цифровой актиграф, при это ведя свой обычный образ жизни. Далее все они на протяжении 15 дней и 14 ночей должны были ежедневно вставать в 6 утра. В течение 8-дневной экспериментальной фазы 8 участникам было назначено время отхода ко сну и должны были бодрствовать в период с 6 утра до назначенного времени отхода ко сну.
Основные результаты.
Общее время сна в экспериментальной группе составило в среднем 6.5+1.1 часов за ночь в период привыкания и 5.1+0.37 часов за ночь в экспериментальной фазе; в контрольной группе соответствующие показатели составили, соответственно, 7.4+1.2 часов за ночь и 6.9+0.8 часов за ночь.
Сокращение периода сна было ассоциировано с повышением потребления калорий (дополнительные 542 ккал/день в экспериментальной группе (Р=0.008) и недостоверное снижение на 118 ккал/день (Р=0.52) в контрольной группе.
Не было выявлено изменений в расходе энергии или показателе массы тела между группами.
Было отмечено достоверное ухудшение поток-зависимой вазодилатации в группе сокращенного сна (5.2+3.4% в экспериментальной фазе и 8.6+4.6% в фазе привыкания, P=0.01), в то время как в контрольной группе достоверных изменений не было (экспериментальная фаза: 6.73+2.9%, фаза привыкания: 5.0+3.0%, P=0.10). Разница между группами составила -4.40% (95% ДИ: -7.00 – 1.81%, P=0.003).
Изменения показателей эндотелий-независимой вазодилатации после сокращения периода сна не были отмечены
Было выявлено некоторое повышение уровня артериального давления после сокращения периода сна, в то время как в контрольной группе отмечалось некоторое снижение, однако оба показателя изменялись статистически недостоверно.
Уровни частоты сердечных сокращений достоверно не изменились.
Заключение
Умеренное сокращение сна на протяжении 8 дней ассоциировано с достоверным ухудшением поток-зависимой вазодилатации, по степени сходным с таковым у людей, которые курят, страдают сахарным диабетом или ишемической болезнью сердца. Это является важным, так как распространенность сознательного ограничения сна достаточно велика. Полученные результаты могут означать, что сокращение периода сна селективно влияет на продукцию оксида азота, однако не ослабляет ответ на него гладкомышечных клеток.
#сон, #эндотелий, #sleep, #FMD, #NFMD
Адаптировано с pace-cme.org